Детский сад № 15, город Гай, группа "Почемучки"
МЕтодическая разработка к проведению акции «День птиц» в старшей группе ДОО.Методическая разработка тематической недели, посвященнаяакции «День птиц" 1 апреля. Цель: создание условийдля экологического, нравственного, эстетического воспитания и развития детей,сотрудничества ДОУ с семьёй. Задачи: - расширять представления детей о птицах,разнообразие мира птиц, их важные роли в природе и для человека. - обобщать знания детей о весенних изменениях в жизни птиц. - развиватьпамять, внимание, умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить. Всоревновательных заданиях быть честным, сотрудничать с товарищами по команде,обговаривать ответ. - продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на вопросы. - воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнениизаданий. - воспитывать желание беречь и охранять природу. - побуждать детей к необходимости беречь и защищать птиц. В мероприятиях принимают участие: воспитатели старших групп, младший воспитатель, педагог– эколог, музыкальный руководитель; воспитанники старших групп, родители.
Приложение А–Понедельник Артикуляционнаягимнастика «Птенчики» Беседа о перелетных птицах (старшая группа) Цель: Углублениезнаний детей о перелетных птицах. Задачи: Уточнитьи расширить представления у детей о перелетных птицах, особенностивнешнего вида, образующей среды обитания. Активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений. Формировать умение выразительно выполнять упражнения в играх и имитациях. Развиватьсвязанную речь, память, мышление зрительное внимание, общую моторику,координацию речи с движениями. Учить изображать птицу, опираясь на обобщенныезнания о птицах Воспитыватьбережное отношение к природе, птицам. Оборудование: мяч,разрезные картинки птиц, аудиозапись голосов птиц, картинки птиц. 1.Организационный момент. Встали друг другу, Лицом повернулись,улыбнулись. Руку правуюподали, руку левую пожали, Отошли ипоклонились. Вы готовызаниматься. Очень будем мыстараться! 2.Сообщение темы. На доскекартинки птиц -Дети, внимательнопосмотрите, кто к нам заглянул в гости? -Правильно, птицы. -А каких птиц вамузнали? -А какие этоптицы? -А почему этихптиц называют перелетными? - Правильно.Перелетными называют птиц, которые прилетают к нам весной, а осенью улетают. -Сегодня мы с вамибудим разговаривать о перелетных птицах. А о каких, вы узнаете, если отгадаетезагадки. 3.Основная часть. 1. Кто без ног ибез свирели Лучше всех выводиттрели, Голосистей инежней. Кто же это? (соловей) 2. Эта птицаникогда не вьет гнезда. (кукушка) 3. Под крышей ялеплю гнездо. Из комочков глины. Для птенцов стелюна дно Пуховую перину.(ласточка) 4. Всех перелетныхптиц черней, Чистит пашни отчервей, Взад – вперед попашне скачет, А зовется птица….(грач) 5. На шестедворец, А в дворце певец, Червяков птенцамтаскает, Да трещит весьдень…. (скворец) - Правильно выотгадали загадки - Почему птицыулетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, а зимой нетнасекомых). -Скажите, ребята.А как же люди отличают птиц друг от друга? Ведь у всех птиц одинаковое строение– голова, туловище, крылья, клюв, лапки. Все птицы покрыты перьями. -Люди различаютптиц по их размеру, по цвету и даже по их пению. -Ребята, скажите, а зачем нам нужныптицы? Зачем мы должны заботиться, беречь птиц? -Для чего нам нужны птицы? Птицы – санитары леса. Они поедаютвредных жучков, червячков, гусениц, которые вредят деревьям. За то, что онипрекрасно поют, можно ими любоваться, поедают комаров, которые причиняютнеудобства людям и животным. 4.Итог занятия -О чем мы сегодня беседовали? -О каких птицах говорили? -Какую пользу птицы приносят? Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: развивать слуховые качества, двигательнуюактивность, умение выполнять правила игры. Предварительная работа: - Наблюдение на прогулке. (Во времяпрогулки, воспитатель обращает внимание детей на то, как летают воробушки,как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины). Беседа по картине с изображением воробья (внешний вид,повадки). -Игра на звукоподражание «Чирикаем, как воробушки», «Какгудит машинка?». Игровой материал: Руль– игрушка, шапочки – воробьи (по количеству детей), аудиозапись (чириканье воробья), песня для игры«Машина едет». Правила игры: Воробушки сидят на стульчиках – это гнездышки. По сигналувоспитателя вылетают, прыгают, клюют зернышки. А как только автомобиль, я буду включатьзапись «Машина едет», все воробушки летят в гнездышки. 1) Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя 2) Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля Воспитатель предлагает вспомнить, как воробушки летают,прыгают. По улице летаю, под крышей обитаю (машут крыльями). Воробышеккрошки по двору ищет (наклоняются или приседают). Птичка – невеличка, ноготкиимеет, ходить не умеет (прыжки на двух ногах). Ход игры. (игратьвместе с детьми). Воспитатель говорит: «Автомобиль в гараже – выбегайтеворобушки из дома. Помашите крылышками, клюют зернышки (показывают). Чирикаютот радости («чирикаю»).
А теперь машинкой будет управлять другой водитель. И мыпродолжим игру (выбор ребенка, который будет автомобилем). Игра повторяется 2раза. Подвижная игра «Птички-невелички» Выбирается ведущий -"Воробышек», который делитдетей на 3—4 группы по 3—4 человека. Каждая группа имеет свое гнездышко (скамейка, большой обруч, коврик). Детиизображают птиц, сидящих в гнездах. По слову "полетели" птички вылетают из гнезда закормом (машут руками, наклоняются,собирают корм). По указанию «воробышка» "домой" птички возвращаются в свои гнезда. («Воробышек» произносит слова, дети выполняют движения согласнотексту). В:Вот летели птички, птички невелички. Все летали, все летали -крыльями махали. На дорожку сели, зёрнышекпоели. Клю-клю-клю-клю, как язёрнышки люблю. Перышки почистим, чтобы быличище. Вот так, вот так, чтобы быличище! Прыгаем по веткам, чтобсильней быть деткам. Прыг-скок, прыг-скок,прыгаем по веткам. Летите домой в гнёздышки! Конспектзанятия по конструированию в технике оригами: «Птица счастья» в старшей группе. Цель: научитьсяскладывать изделия в технике оригами; закрепить навыки работы с бумагой,самостоятельно планировать ход работы. Планируемыерезультаты: личностные: развивать мелкуюмоторику рук; развитие творческих способностей, фантазии, аккуратности; иметьмотивацию к учебной и творческой деятельности; предметные:научатсявыполнять работу по схеме, понимать условные обозначения техники оригами,складывать фигурки оригами по схеме; выполнять работу над изделием «»; Оборудование: ноутбук,проектор. Материал: для педагога: презентация, работы сделанные в техникеоригами; для обучающихся: триквадрата разного цвета и размера, ножницы, фломастеры, карандаши Зрительныйряд: презентацияк занятию, работы в технике оригами. План 1. Организационный момент. 2. Рассказ о легенде «Птица счастья». 3. Беседа с детьми «Оригами». 4. Физминутка «Мы осанку исправляем». 5. Практическая работа. 6. Рефлексия
Содержание занятия 1.Организационныймомент. (Настолах разложены три квадрата разного цвета и размера, ножницы, фломастеры,карандаши.) – Здравствуйтеребята. Скажите мне, пожалуйста, а вы верите в чудеса? (Верим, мечты всегда сбываются.) –Ребята, как вы думаете, когда могут совершаться чудеса? В какое время? Добрыйчеловек может совершить чудеса? (Хорошиедобрые чудеса может совершить добрый человек, тот, который помогает другомучеловеку, приходит на помощь, делится радостью с окружающими.) –Правильно. А у меня для вас есть интересный рассказ, который называется «Птицасчастья» – А выслышали что-нибудь о птице счастья? (Не слышали.) 2. Рассказ педагога о легенде «Птица счастья». Легенда о птицесчастья – Одна изпоморских легенд рассказывает, что первую птицу счастья сделал отец тяжелобольного мальчика. Ребенок спросил отчаявшихся родителей «Может быть, япоправлюсь, когда настанет лето и снова прилетят птицы?». И тогда отец, уже неверивший в то, что его сынишка доживет до лета, смастерил птиц из деревянныхщепок и развесил в избе. Легкие, почти невесомые птицы парили в воздухе, какбудто живые, и мальчик, увидев их, начал улыбаться, потом попросил есть и сталпоправляться. Увидев ребенка живым и здоровым, пораженные случившимся чудомодносельчане стали просить своего соседа сделать им деревянных птиц, приносящихсчастье. Так и возник этот народный промысел, а птиц с тех пор считают в народечудесными хранителями детей и семейного счастья. – Люди верят, чтона свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное какее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройтеглаза и представьте свою птицу Счастья. (Нафоне звучит музыка «Жар-птица».) Что вы видите? (Птица большая, с большими оранжевыми крыльями, красным клювом. Онаочень добрая. У нее разноцветный хвост, голубые глаза и блестящие перья.) – Мы все хотим идети, и взрослые, чтобы дома было хорошо, никто не ссорился, чтобы папы и мамылюбили вас, а дети своих родителей. Давайте, ребята, мы с вами сегодня совершимчудо, сложим фигурку оригами «Птица счастья». 3.Беседа с детьми «Оригами». – Из чего мы свами можем сделать птицу? (Из картона, избумаги, нарисовать птицу, сделать оригами.) – Сегодня мы свами будем делать нашу «Птицу счастья» с помощью техники оригами. – Давайте вспомним, что такое оригами. (Искусство делать различные фигурки избумаги.) – Верно. Оригами известно с древних времени берет свое начало в Китае, где и была изобретена бумага. Позже техника попалав Японию, где приобрела поистине огромною популярность. 4.Физминутка «Мы осанку исправляем». – Давайте немногоотдохнем с вами. Мы осанку исправляем, Спинки дружно прогибаем, Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись, Плечи вверх, назад и вниз Улыбайся и садись! 5.Практическая работа. – Ребята мы с вамирассмотрели виды оригами. Давайте теперь попробуем создать свою птицу счастья. – Для изготовленияподелки надо взять три квадрата разного цвета и размера. – Этап 1: изквадратов складываем базовые формы «воздушный змей». Квадрат согнуть подиагонали, сложить верхние боковые стороны к диагонали. – Этап 2: набольшую заготовку надеть среднюю, а затем маленькую. – Этап 3: складываем пополам по сгибу. – Этап 4: от острого угла отгибаем головку склювом. – Этап 5: хвост и крылья складываем в виде гармошки. – Этап 6: делаемнадрез и продеваем крылья, хвост приклеиваем с помощью клея. – А теперь, когда наши птицы стали такимикрасивыми и сказочными можно загадать желание. 6.Рефлексия. – Ребята, какимиполучились наши птицы? (Красивые,сказочные, волшебные, необычные.) – Какие материалынам понадобились для изготовления Птицы счастья? (Три квадрата разного цвета и размера, ножницы, фломастеры, карандаши,клей, салфетки,кисти.) -Какую технику мы с вами использовали? -Что было самымсложным? -Кому бы вы хотелиподарить Птицу счастья? –Теперь давайте посмотрим на наши работы. Я думаю, что у всех получились оченькрасивые птицы счастья. ПриложениеБ – Вторник
Беседа «Весну встречаем - птиц зазываем». Программноесодержание: 1.Датьпредставления о перелётных птицах. 2.Расширить и активизировать словарьсуществительных по данной теме (перелётные птицы, кормушки, скворечники,оперение). 3.Закреплять умение использовать в речисуществительных единственного и множественного числа (Грач – грачи – грачей;воробей – воробьи – воробьёв). 4.Закрепитьзнания о жизни и повадках птиц. Отгадайтезагадки и выберете отгадки.
И зовуттебя все (солнце) ·Глядит из-под снега Зеленыйросток Онпервый весенний студеный цветок (подснежник) К какому времени года подходят этикартинки?
Сколько месяцев длится весна, перечислите их? 1 месяц весны март. В народе его называют «протальник».Как вы думаете почему? В марте солнце начинаетприпекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннегоравноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности. 2весенний месяц называют апрель. Апрель-середина весны. Снег тает и становитсяноздреватым. Днем солнышко пригревает, светитярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Онипротекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снегназывают ноздреватым. А почему этот месяц называют месяц «живой воды»? в апрелеснег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. Нанебе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерахначинает таять, ломаться, как природе называют это явление? Земля прогревается,появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной?Первые весенние цветы, это подснежники. Почему и их так назвали? Это первыецветы, их еще называют -первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому ихнельзя срывать.
А какназывается 3 месяц весны? В народе его называют – «травень», «цветень». Его такназывают, потому что появляется трава и все начинает цвести. В мае уже снеганет, солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаютсянасекомые. Птицы Ктоэто? (Это птицы.) Почемуих так называют? Их так называют, потому что у них тело покрыто перьями, умеютлетать, у них есть два крыла, перья, клюв, две лапы, хвост. Посмотритена иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему? Синица лишняя,т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные. А почему этих птицназывают перелетными? Перелетные птицы, это птицы, которые половину годапроводят с нами, и на вторую половину года покидают нас, улетая в другиестраны. Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Аист, скворец, соловей, кукушка,лебедь, дикие утки и гуси). Почему все они улетают от нас осенью в теплыестраны? (Осенью у птиц нет корма, поэтому и улетают.) Почему прилетают обратно?А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицыулетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты,больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. Вполете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд невидно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание,что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например,журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются«цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторымптицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. Весной перелетные птицывозвращаются к нам, а чем они заняты весной? А для чего птицы вьют и строятгнезда? Конспект занятия в старшей группе по лепке «Прилетеластая белых лебедей» Цель:Расширитьи закрепить знания детей о перелетных птицах: Задачи: 1.Учить лепить птицу изпластелина (соленого теста) пластическим способом, вытягивая детали из целогокуска и конструктивным способом, соблюдая расположение исоотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. 2.Упражнять детей в образовании сложныхприлагательных 3.Воспитывать у детей доброе отношениек перелетным птицам, ко всему живому в природе. Демонстрационный материал: иллюстрации перелетных птиц Раздаточный материал: пластелин,стеки, доски для лепки, салфетки. Предварительная работа: наблюдениеза птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах,чтение рассказов о птицах, загадывание загадок. Ходзанятия: Воспитатель читает стихотворение: Два скворца летели, На березку сели, Сели и запели, - Как они летели, как они спешили С берегов заморских В край родимый, милый К беленькой березке! Воспитатель: О чем говорится встихотворении? От куда птицы прилетели? Почему и зачем?Как мы называем птиц, которые прилетают к нам Весной? Каких птиц перелетныхзнаете (ответы детей). Воспитатель читает загадки (когда дети отгадывают загадки, выставляютсяиллюстрации с изображением перелетных птиц): Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей) Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (грач) Гордая птица,Воды не боится, Очень пригожа, На двойку похожа, Как зовут, ответь! Это белый. (лебедь) Детки домиксмастерили И на дерево прибили. Поселился в немпевец… Как зовут его? … (Скворец)
Ущипнуть меня хочет, Я иду, боюсь, Кто это…(гусь) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины (ласточка) В лесу на ветке она сидит, Одно "ку-ку" она твердит, Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет. "Ку-ку" то там то тут, Как птицу эту зовут? (кукушка) Воспитатель:Назовите еще раз всех перелетных птиц? (Ответы детей). Пальчиковая гимнастика «Гуси» Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе) Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз) Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны) А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх) Воспитатель: Сначала мы с вами рассмотримлебедя. Из каких частей состоит лебедь? (голова, длинная шея, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки). Какие крылья у лебедя (широкие). А теперь мы с вами начинаем лепить. Избольшого куска пластелина скатаем овал, вытягиваем длинную шею и голову, клювнужно оттянуть двумя пальцами и сделать его красным и остреньким, глаза слепимиз черных точек пластелина, хвост нужно вытянуть двумя пальцами. Физминутка. Раз-два — шли утята Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.) Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.) Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.) Впередибежал шестой, (Топаем ногами.) А седьмой отстал от всех — (Шагаем на месте.) Испугался,закричал: (Хлопаем в ладоши.) — Где вы, где вы? (Прыжки на месте.) — Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.) Воспитатель: а сейчас продолжаем выполнятьработу.Из двух кусочков пластелина делаем крылья: скатываемовалы небольшие по размеру, расплющиваем их двумя пальчиками, делаем насечкистекой иммитируя перья. Наши птицы готовы. Вывод: Воапитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? Как называют этих птиц? Назовите ещеперелетных птиц? Молодцы, ребята! Оченькрасивые птицы у вас получились!
Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Цель игры: упражнять детей ввыполнении движений, одновременно учить детей счету. Материал. Эмблемыптиц, по количеству детей. Ход игры Во время прогулки,воспитатель обращает внимание детей на птиц, прилетевших на участок. Затем онпредлагает детям поиграть в игру, во время которой они будут считать части телау птиц. Воспитатель приглашает детей встать в большой круг и говорит: «Сейчасбудем играть. Будем считать у птиц лапки, глазки, крылышки и узнаем, сколько уних лапок, глаз, крылышек?» Воспитатель напоминает детям, чтобы быливнимательно и выполняли движения по тексту. Птички, раз! (Дети выдвигаютвперед сначала одну ногу.) Птички, два! (Далеевыдвигают другую ногу.) Скок – скок - скок! (Детиначинают прыгать на месте на двух ногах.) Птички, раз! (Дети поднимаютодну руку - крылышко.) Птички, два! (Поднимаютдругую руку - крылышко.) Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Детихлопают в ладоши.) Птички, раз! (Дети закрываютрукой один глаз.) Птички, два! (Закрываютрукой другой глаз.) Воспитатель дает команду«Птички» - полетели, дети открывают глаза и бегают по всей площадке, машуткрылышками, чирикают, пищат. Воспитатель говорит: «Все, птички, улетели!» По желанию детей игра повторяется два-три раза.
Русская народная подвижная игра «Птицелов» Цели: Воспитывать внимание,умение ориентироваться в пространстве, развивать тембровый слух, расширятькругозор. Возраст: Старшийдошкольный возраст. Оборудование: Платок илиповязка для завязывания глаз. Описание игры Играющие выбирают себе название птиц, крикукоторых они могут подражать. Встают в круг при помощи считалочки выбираютПтицелова, он встаёт в круг и ему завязывают глаза. Птицы ходят, кружатся,бегают вокруг птицелова и произносят слова нараспев: - В лесу, во лесочке На зелёном дубочке Птички весело поют. Ай! Птицелов идёт! Он в неволю нас возьмёт, Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши, играющиеостанавливаются на месте, водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражаеткрику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.Пойманный становится птицеловом или нового птицелова выбирают считалкой. Правила игры Играющие не должны разбегаться за очерченнуютерриторию. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Зима лютая, она всё бы хотелазаморозить насмерть — людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Носолнце — отец жизни — уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительноевесеннее наступление. В этот день оно ровно полсутокпобыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток — ночью —зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всёдольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночьуменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается внебо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег. Первая победа — весна полевая. Она началась, когда в поляхпоказались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи,мигом примчались к нам. Потом — скворцы и полевые жаворонки. Грачи рады, что могут ковырятьносами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьихличинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки. Вслед за жаворонками прибыли сзимовок самцы-зяблики — и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первымиприлетели красивые хохлатые чибисы — заняли ещё мокрые пашни, с которыхподнимается уже тёплый пар. Вторая победа — весна речная. Ещё не кончилась веснаполевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новоенаступление — на самые крепкие, ледяные укрепления зимы. В полях отступает, бежит с нихручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлютреки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись. Будто пушка ухнула над рекой —треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морюльдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дорогесолнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами. Ждут не дождутся освобождениярек, озёр, прудов водяные птицы — утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные иболотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулисьв ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга. А реки, освободившись от льда,поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга,затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок — весенний разлив.Напоит вода землю». Это вторая великая победасолнца, вторая весна — весна речная. В полях уже ни следа неостанется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё незахочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки — насылать своиморозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятатьсяот солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов. Закукует кукушка, лесзакутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцембелыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, ибегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотнаякурочка-погоныш. Лес оденется. И соловей запоётв цветущей, благоуханной сирени. Это будет третьей решительной победой солнцанад зимой. Это третья весна — весна лесная. Последняя: за ней наступит лето. Рекомендация родителям Приложение В –Среда А. Саврасов «Грачиприлетели»
КонспектНОД по аппликации в старшей группе «Скворечник»
Цель :Научить создавать композицию из отдельных деталей. Задачи: 1.Уточнить и расширить знания детей о сезонныхвесенних изменениях в живой и неживой природе. 2.Учить создавать сюжетную композицию, закреплять умение вырезать из цветнойбумаги разные формы. 3.Развивать память, воображение, обогащать словарь детей. 4.Воспитыватьвнимание, аккуратность при работе с ножницами. Оборудование: картинки сизображением скворца и берёзы на котором висит скворечник; лист тонированнойбумаги (формат А4); белая бумага для березы; большой прямоугольник изцветной бумаги (оранжевого или любого другого цвета) для стеныскворечника; маленький квадрат из жёлтойцветной бумаги - вход; большой квадрат из коричневой цветной бумаги - крыша; вырезанный скворец избумаги черного цвета; зелёная цветная бумага для листьев; ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки,клеёнки-подкладки, салфетки для рук. Предварительная работа:Разучивание заклички: Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей. Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым (Наблюдение за скворцами во время прогулки.) Ход занятия. Организационная часть: В: Ребята, отгадайте загадку: Снег чернеет на полянке, С каждым днём теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года? (Весна) В: Ребята, по каким признакам мы можем заметить приход весны? Как выдумаете, почему в народе часто говорят: "Весна - красна" (потому чтовесна красивая). Чем она красива (появляются трава, листья на деревьях,начинается цветение растений, прилетают птицы и поют свои песни, солнце ярчесветит и пригревает, день становится длиннее). С приходом весны возвращаютсянаши пернатые друзья. Кто это? Самыми первыми прилетают скворцы. Откуда они прилетают?А зачем скворцы улетали в тёплые края? В: Ребята, кто из вас знает какая первая забота у птиц весной? Приготовитьгнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов. Скворцы не вьют гнезда, какнекоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или вспециальных домиках, построенных для них людьми. Как называются эти домики(скворечники). В: Посмотрите на изображение скворечника. (показ картинки) Из каких частейсостоит скворечник (из домика с крышей и входа) Круглый вход называется -леток, потому что птицы в него влетают. Скворцы возвращаются к своим прежнимдомикам. Натаскивают в него пёрышки, сухую траву, листочки, подготавливая домикк появлению яиц и птенцов. Физкультурная минутка: Вот на ветках, скворцы! Не кричи! Чёрные сидят скворцы. Разместились в дупле, Распушили пёрышки, Греются на солнышке, Головой вертят, Полететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Полетели, прилетели И опять все в дупло сели. Практическая часть. В: Ребята, давайте попробуем сегодня создать весеннюю композицию - изобразимдерево берёзу со скворечником и скворцом. Воспитатель объясняет последовательность изображения композиции. 1) Береза. Из белой бумаги вырежемствол и ветки и наклеим её на лист тонированной бумаги и рисуем черные полосына стволе берёзы. Из зелёной цветной бумаги вырезаем листики, наклеиваем наветки берёзы. 2) Скворечник. Для скворечника нужно взять один большой квадрат, сложить егопо диагонали и разрезать по линии диагонали на два треугольника (одинтреугольник станет крышей, второй - не пригодится). Возьмём квадрат поменьше исрежем у него углы, чтобы получился круг (это леток). Возьмём большой прямоугольник- стенка скворечника и наклеим у ствола берёзы. 3) Скворец. Берём вырезанную заранее фигурку скворца и доклеиваемкомпозицию. Рефлексия:Что вам понравилось сегодня на занятии? На каких этапах занятия выпочувствовали трудности? Что вы хотели бы сделать по-другому? А сейчас япредлагаю вам оформить выставку работ и убрать свои рабочие места. Итогработы. Воспитатель хвалит детей и предлагает полюбоваться своими работами. Подвижнаяигра "Птички и кошка" Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость. Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички».«Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются,клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают закруг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитательподсчитывает, сколько их. Чтениехудожественной литературы В. Бианки "Подкидыш" Мальчишки разорили гнездокаменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькиептенчики. Только одно из шести яичекмне удалось отобрать у мальчишек целым. Я решил спастиспрятанного в нём птенчика. Но как это сделать? Кто выведет мне его изяйца? Кто вскормит? Я знал неподалёку гнездодругой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко. Но примет ли пересмешкаподкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яичкипересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки?Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся толькоещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша? Гнездо пересмешкипомещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе,пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобнопосвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда. Я положил голубое яичко кеё малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго невозвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него:видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но всё-таки она села вгнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем. Но что будет завтра,когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующийдень я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвостпересмешки. Сидит! Когда она слетела, язаглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голыйслепенький птенчик каменки. Я спрятался и скороувидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в ротмаленькой каменке. Теперь я был уже почтиуверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша. Прошло шесть дней. Якаждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик ихвост пересмешки. Очень меня удивляло, какона поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь,чтоб не помешать ей в этом важном деле. На седьмой день неторчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешкапокинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет, в гнезде лежалаживая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта:значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чутьвидные из-под неё розовые яички. Тогда я догадался, чтоприёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички —высиживал ей птенцов. Так оно и было.Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов. Он вырос и вылетел изгнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики изрозовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов ивыкормила их на славу. Приложение Г- Четверг
Беседа "Домашние и дикие птицы" Цель: Способствоватьнакоплению и обогащению представлений о домашних и диких птицах. Задачи: 1. Обогащать словарь детей словами:стая, гнездо, клюв, крыло, голова, туловище, лапа, прилетать, кормить, сидит нажердочке, прыгает, летает; Развивать умения составлять небольшойописательный рассказ по картинкам; Развивать логику посредством чтения иотгадывания загадок о диких и домашних птиц. (Речевое развитие); 2. Формировать представления о дикихи домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни. (Познавательное развитие); 3. Развивать интерес к дидактическимиграм, побуждать к активной деятельности; Вызвать у детей желание ухаживатьза птицами. (Социально-коммуникативноеразвитие); 4. Развивать двигательную активностьпосредством физкультминутки. (Физическоеразвитие); 5. Продолжать развивать интерес детей кизобразительной деятельности. (Художественно-эстетическоеразвитие) Материалы и оборудование: проектор,компьютер, волшебный мешочек, картинки с изображением диких и домашнихптиц, мяч, картинки птиц разрезанные на 4-5 частей, материалы дляаппликации. Ход занятия. 1. Воспитатель организовывает детей. - Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся. Дети слушают воспитателя. Формируетсякоммуникативный навык общения ребенка с воспитателем и сверстниками. 2. Воспитатель загадывает загадкипосредством ИКТ. Кто присел на толстый сук И стучит: «Тук-тук, тук-тук» (дятел) Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, А зовут ее… (ворона) Угадайте, что за птица Скачет по дорожке, Словно кошки не боится Собирает крошки. А потом на ветку прыг И чирикает: «чик-чирик!» (воробей) Под дождём она гуляет, Щипать травку обожает, Кря кричит, всё это шутка, Ну конечно это – (утка). Норовит щипнуть за ноги, Я гоню его с дороги: "Прочь! Тебя я не боюсь!" "Га-га-га!" – смеётся (гусь) Говорят: «Она не птица». Но позвольте усомниться: Пусть она и не летает, Мусор лапками сгребает. Если что сказать захочет, – Ко-ко-ко-ко-ко! – заквохчет. А еще несет яички – Нет полезней этой птички. Удивительной фактуры, Называют птичек (куры) Раньше всех встаёт, "Ку-ка-ре-ку" поёт. (Петух) В ярких перьях всех расцветок. Если в клетке, приручён, Говорить умеет он. (Попугай) Птица белая плывёт. Взгляд её, изгиб спины – Всё в ней дивной красоты. (Лебедь) Этой белокрылой птице В зоопарке не сидится. Чтобы люди улыбались, К ним летит со свёртком. (Аист). Дети отгадывают загадки. Формируетсяумение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. 3. Воспитатель проводит беседу с детьми покартинкам, спроектированным на экране. – Кто изображен на картинках? (Птицы) - Как вы определили? (Они умеют летать,тело покрыто перьями, две лапы, туловище, два крыла, клюв, хвост. Ониоткладывают яйца, высиживают птенцов.) - На какие 2 группы можно разделитьэти картинки? (домашних и диких) - Какие домашние птицы? (петух, курица, индюк, утка, гусь). Домашние,потому что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за ними, они приносятчеловеку пользу. – Какие дикие? (лебедь, аист, дятел, ворона, воробей,тетерев). Дикие, потому что живут в лесу, поле, речке, сами добываютсебе пищу. Дети рассматриваюткартинки птиц и слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы. Беседа"Птицы Оренбургской области" -презентация
Подвижнаяигра : "Ласточки". Цели: развивать память, речь, умениесовершать действия в соответствии с текстом, умение ориентироваться впространстве; закрепить умение двигаться хаотично, не сталкиваясь друг сдругом; воспитывать уважение к своим товарищам и любовь к братьям своимменьшим. Дети сидят на своихстульчиках - это гнезда. Ведущий произноситслова (это либо воспитатель, илиребенок, запомнивший уже слова). Ласточки (дети) покидают свои гнезда (стулья). Ласточки, кружитесь! На землю не садитесь! (Дети - ласточки, двигаются хаотично по группеи плавно размахивают руками (крыльями,которые выставлены в стороны.) Как скажу я:"Раз, два, три",- Сразу гнездышко займи! (Дети возвращаются на своистулья, каждый должен постараться сесть на то место, с которого вылетел, ато ласточка вернется не ксвоим деткам. Если товарищ сел не на свое место, то надо вежливо попросить егопокинуть.) В гнездышках сидите! Птенчиков кормите! (Дети, сидя на стульях,поворачивают голову вправо - влево, словно кланяются, имитируя кормлениептенцов.) Игра повторяется 2-3 раза. П/и "Филин и пташки" Цель.Закрепить умение спрыгивать с предметов приподнятых над землей, быстроориентироваться в пространстве. Действовать согласно правилам игры. Ходигры: Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику тойптицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. Насигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успееткого-то поймать, то он должен угадать какая птица, и только тогда пойманныйстановиться филином. Указания к проведению. Передначалом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых онисмогут подражать (например: голубь, ворона, воробей, синица, журавель и т.д.)Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках ит.д.). Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде. Мастер класс дляродителей Воспитанники старшеговозраста в детском саду почти каждый месяц получают задание изготовить домакрасивую композицию. Необходимо это для развития моторики рук, детскоговоображения, творческого мышления. Если задание выполняется не коллективно (вгруппе, то оно полностью ложится на родительские плечи. Задача родителя – найтиподходящую под силы своего чада композицию и помочь ему в ее выполнении. Сделатьбумажного голубя можно практически из любых подручных средств.Пригодиться могут и обычные одноразовые салфетки. Для этого понадобитсяклей ПВА, салфетки и лист А4 (можноиспользовать картон или обычную бумагу). Алгоритм действий достаточнопрост: 1. Нарисуйте на листефигуру голубя (можнораспечатать на принтере); 2. Вырежьте получившийсямакет; 3. Салфетки разрежьтена небольшие квадратики; 4. Каждыйквадратик салфетки скрутите к центру спомощью карандаша, спички или кисточки; 5.Приклейте получившиеся «лепестки» кмакету птицы.
Таким образом можно получитьобъемную фигуру, которая выглядит естественно и привлекательно. Приложение Д- Пятница Развлечение «Лень птиц» (эстафеты)
Цель: Совершенствовать двигательныеумения и навыки; приобщать к здоровому образу жизни. Закрепить знания детей оперелётных птицах. Задачи: Закрепить умение прыгать намячах , ходить боковым приставным шагом, учить согласовывать свои действия сдействиями других детей, воспитывать положительное отношение к занятиямфизкультурой. Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, 14-16 обручей. ,бруски10-12шт.,2 ложки.,2 теннисных шарика.,4 корзины., 2 дуги., 2 гимнастические скамьи.,ленточки 14-16 шт.,2 гимнастических шеста., малые мячи 20 шт., фонограмма пенияптиц., угощения для детей. Ход мероприятия: Дети входят в празднично украшенный зал.(звучит фонограммапения птиц) Инструктор- Ребята сегодня мы с вами отмечаем праздник птиц. 1 ребенок- На нашейпланете живут Чудесные создания Они летают и поют И землю свято берегут Инструктор- Скажите дети, Можно жить без птиц на свете? Что случится если птицы На земле вдруг пропадут? 2 ребенок- Букашки,жучки, червячки На дерево нападут Исъедят кору, листочки. Обглодают ветки, почки. Вот что будет если птицы Если птицы все исчезнут, пропадут 3 ребенок- И небудет щебетанья, Дивных трелей соловья, Исороки стрекотанья, Чик-чирика воробья.
Все дети- Скучнобудет знают дети Жить без птиц на белом свете. Инструктор- Я предлагаю провести соревнования в которыхпримут участие команда «Чайки-спортсмены» и команда «Стрижи-удальцы» А оценивать вас будет наше уважаемое жюри. (представляет членов жюри) Капитаны выводите свои команды на исходную позицию. Команды к приветствиюприготовились! « М ы стрижи- просто класс Победить не простонас!» « Мы чайки-спортсмены летим мы вперед Навстречу победеудача нас ждёт» Инструктор- Сейчас мы узнаем, знаете ли вы перелетных птиц. 1.Эстафета «Найдиперелётных птиц» На против каждой команды лежат картинки с изображением птиц.Первый игрок бежит, берет картинку с изображением только перелётных птиц, добегает до команды ,складывает картинку в корзинку, передаёт эстафету. Побеждает команда котораябыстрее и правильно выполнила задание. Инструктор- Птицыприлетая из теплых краев строят гнезда, собирая пушинки, кусочки ваты, веточкидеревьев. 2.Эстафета«Построй гнездо» Напротив команды лежат обручи. По одному игроку бегут доориентира, берут по обручу, добегают до команды складывают их друг на друга. Побеждаеткоманда быстрее справившаяся с заданием. Инструктор-А скворцы прилетают в уже готовые скворечники, которые строят для них люди.Скворечники изготавливают из дерева без единой щели, иначе птицы не поселятся вних: птенцы не выносят сквозняков и погибают. 3.Эстафета «Сделай скворечник» Напротив команды лежат брусочки, дети добегая по одному берут, бегут до своей команды ивыкладывают из них скворечник. Побеждаеткоманда первая справившаяся с заданием. Инструктор- Когда дом у птиц готов они начинают откладыватьяйца. Делают это очень аккуратно, чтобы не разбить яйца и не навредить будущемупотомству. 4.Эстафета «Донеси яйцо» Первому игроку даётся ложка и теннисный шарик. Задачаигроков пронести шарик в ложке, не уронив его до ориентира и обратно, передавследующему игроку. Инструктор- А сейчас я предлагаю всем вместе сыграть в игру. Игра«Весна-красна» Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Дети –птицы стоят закругом, заранее выбирается весна. На поляне шум и гам Дети-птицы вбегают в круг ипродолжают в Прилетели птицы к нам. нём бегать. Птицы вьются, гнезда вьют, Все щебечут, все поют: Свищут, свищут соловьи, Дети останавливаются в кругу,хлопают в Скачут, скачут воробьи! ладоши, прыгают на месте. Птицыскачут Выходи, весна-краса! внутри круга. Выходит весна. Гули, гули, гули, гай! Дети в кругу одновременноподнимают и Гули, гули, догоняй! опускают сцепленные руки.Со словом «догоняй», весна должна осалитьдетей-птиц. Инструктор- А сейчас я предлагаю отдохнуть ( дети садятся настулья) и проверить какие вы внимательные. Я прочитаю вам четверостишье, а выдолжны хлопнуть в ладоши, когда услышите слово, обозначающее не птицу. Готовы? Прилетели птицы: Голуби, синицы,мухи и стрижи, Аисты, вороны,галки, макароны. Комары, кукушки,совы и ватрушки. Чибизы, чижи, палкии стрижи. Инструктор- Молодцы. А теперь послушайте загадки.
Трещала с самого утрапор-ра, пор-ра! А что пора? Такаявсем морока, Когда трещит ………..сорока.
Окраской-сероватая, повадкой –вороватая, Крикунья хриповатая- известкая персона Кто это---------------------ворона. Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атластной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит -----------дятел. Я проворна,легкокрыла, Хвост раздвоен,словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-тоблизко. (ласточка) На шесте дворец, водворце певец, А зовут его -----------скворец. Инструктор-А теперьпродолжим наши соревнования. Предлагаю командам занять свои места). Птицывыкармливают своих птенцов насекомыми, помогая таким образом сохранятьрастения. За лето дятлы, скворцы, синицы истребляют их огромное количество .Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама .Нопорой, чтобы добыть корм им приходится очень хорошо потрудится. 5.Эстафета «Накорми птенца» Перед каждой командой полоса препятствий. Надо пройти боковым приставным шагом по шесту, подлезтьпод дугу, пробежать по гимнастической скамье, взять из корзины ленточку и такжевернуться к своей команде, передав эстафету следующему игроку. Инструктор- Столько бывает хлопот у птиц с птенцами, когдате учатся летать и прыгать. 6. Эстафета «Прыжкина мячах» Задача игроков допрыгать на большом мяче до ориентира и обратно, передав эстафету. Инструктор- Птенцы бывают очень не послушные и норовятраньше времени вылететь из гнезда. 7. Задание длякапитанов «Собери птенцов в гнездо» Инструктор рассыпает мячи , капитаны по сигналу должны братьпо одному мячу и складывать в свой обруч. Побеждает тот кто быстрее и большесобрал мячей за отведенное время. Инструктор- Птицы дороги нам не только приносимой имибольшой пользой, но и как украшение нашей любимой Родины. 1 ребёнок- Пускайвсегда такой обычай В моей останется стране Встречать с любовью стаи птичьи, Всем сердцем радуясь весне. 2 ребёнок- Бытьможет им в чужбине снился Мой дом среди ветвей густых. Пусть русское гостеприимство В краю знакомом встретит их. Инструктор- Вот и подошёл к концу наш праздник. Словопредоставляется жюри. ( жюри подводит итог, награждает победителей) Инструктор-А сейчас, я предлагаю выйти всем на улицу и развесить кормушки, которые вы приготовили для птиц.( под музыку все выходятиз зала). Театрализованная игра совместно сродителями и детьми «Скворец и воробей» Игра-инсценировка «Скворец и воробей».
Воробей с раннего утра начал свои хлопоты:необходимо подыскать место для гнезда, попробовать уложить первые веточки и пухдля птенцов. Но где устроить гнездо? Под крышей старого дома, но туда можетпробраться рыжий пушистый кот Барсик, который живет во дворе у девочки Кати.
Нет, с ним шутки плохи! Умел бы я лепить гнезда как ласточки изглины, давно бы уже вылепил. Рассказчик: Но не говорили ему ласточки, как они этоделают. Знал воробей, что ласточки летают к реке и в клювах приносят глину длябудущих гнезд. Скворцы его соседи заняли скворечник, заботливо построенныйхозяином дома, и сейчас весело щебетали друг перед другом. Воробей:
Рассказчик: Нахохлился воробей, распушил перья и перышки ис решительностью подлетел к скворечнику. Воробей:
Скворец:
19 мая 2022 в 21:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.